Методы социологических исследований

 
Методы социологических исследований
 
Существует несколько видов категоризации методов  социологических исследований. Чаще всего в научном мире используется разделение на полевые и кабинетные методы, или на количественные и качественные. Полевые методы исследования подразумевают под собой сбор первичной информации, а кабинетные – являются методиками анализа вторичной (уже собранной) информации. Количественные и качественные методы различаются главным образом в размере выборки, целями и задачами, для решения которых они используются. Количественные методы более масштабны, и позволяют получать данные в разрезе населения городов, областей, стран, континентов. Качественные методы более точные и менее формализованы. Они позволяют исследователю получить больший объем информации от респондента.
 

Используемые методы

Опрос

Один из основных видов получения социологической информации и статистики. Различают  несколько видов опросов: письменный (анкетирование), устный (интервьюирование), экспертный опрос и социометрический опрос (изучение социально-психологических проявлений межличностных отношений в группе).

Анкетирование

Самый популярный и основной метод для получения первичной информации и статистики. С помощью анкетного опроса можно получить большой объем данных за сравнительно короткий отрезок времени. Особенностью данного метода является правильное формулирование вопросов в анкете. Каждый из вопросов должен быть связан с определенным показателем, который мы собираемся изучить. Анкетирование может быть как письменным, так и устным, например, телефонный опрос.

Интервью

Качественный метод в социологии, когда респондента опрашивают лично в ходе полуформализованного разговора на определенную тему. Не смотря на то, что на опрос и кодировку одного респондента затрачивается больше времени, исследователь может получить больше полезной информации, задавая различные дополнительные вопросы. Данный метод требует большей подготовки со стороны интервьюера.

Экспертный опрос

По сути не отличается от анкетирования или интервью, но в качестве респондентов здесь выступают эксперты, то есть люди обладающие высоким уровнем знаний о предмете исследования. Одна из наиболее известных форм экспертного опроса – это «круглый стол», где эксперты присутствуют одновременно, и происходит дискуссия по выбранному вопросу.

Метод социометрии

Используется при анализе взаимоотношений и групповых взаимодействий в контексте малых групп. Позволяет оценить взаимоотношения в коллективе, его неформальную структуру, неофициальные микрогруппы и отношения между ними. Каждому участнику исследования задаются вопросы о его отношениях с другими членами группы. Критериями сравнения в социометрии служат, как оценка профессиональных навыков, так и умение поддерживать личное общение.
 
Существует еще множество методов в социологии: всевозможные наблюдения, различные эксперименты и т.д. Данная категория методов, скорее используется в науке.

Кабинетные методы

Категория методов, особенностью которых является анализ уже существующей информации, то есть анализ  документов, текстов, отчетов, справок и т.д. и т.п. Наиболее распространены традиционный и контент-анализ документов. Традиционный, представляет собой адаптацию содержания документа к исследовательской задаче. Контент-анализ – это анализ текста для нахождения скрытых социальных смыслов.
 
 
Оставьте заявку

Не разобрались или что-то не понятно,
просто оставьте нам заявку, наш специалист
свяжется с вами и обсудит вопрос.

ИмяТелефонНажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных