Новости

07. 11. 2018
Сети 4.0. Интернет-технологии как инструмент управления сложностью в цифровую эпоху
14 ноября 2018 года эксперты российских исследовательских центров представят вторую открытую StandUp конференцию
02. 07. 2018
Развитие городских территорий: что нужно знать девелоперу?
Круглый стол организованный Ассоциацией инвесторов Москвы совместно с газетой
02. 07. 2018
Рейтинг одобрения властей
Левада-центр провёл очередное исследование мнения россиян о деятельности Президента РФ и Правительства
27. 06. 2018
Отношение россиян к западным санкциям
ВЦИОМ представляет данные исследования, посвященного теме западных санкций
25. 06. 2018
Общественное мнение: права и свободы
ФОМ провёл исследование ситуации с соблюдением прав человека в стране, а также выяснил, какие права и свободы для россиян наиболее важны.

19. 06. 2018

Гендерный дисбаланс на рынке труда

Социологи из НИУ ВШЭ изучили гендерный дисбаланс в сфере естественных наук, технологий, инженерии и математики (STEM) и предложили меры поддержки женщин, работающих там.

В сфере STEM мужчин в 3-4 раза больше, чем женщин. Такие диспропорции примерно одинаковы для России, Европы и США. Гендерное неравенство в точных и естественных науках оказывается сквозным - начинается ещё в средней школе, укрепляется в старших классах, возрастает в вузе и заканчивается рынком труда. В конечном счёте сфера STEM остается преимущественно мужской.

Согласно данным Росстата, в последние годы на физико-математическом профиле обучаются 34% женщин и 66% мужчин – разница почти в 2 раза. На направлении «информационная безопасность» - 21% девушек против 79% юношей. В металлургии и машиностроении гендерное соотношение составляет один к пяти в пользу мужчин, а в энергетике, электротехнике и ракетно-космической технике и авиации -  один к шести.

Кроме того, отмечается, что даже если женщины получают образование в сфере STEM, они заметно реже остаются в ней – так, лишь каждая четвертая выпускница технических специальностей университетов устраивается работать по специальности.

Что касается среднего образования, исследование, проведённое в 5-х, 8-х и 11-х классах школ подтвердило, что мальчики и девочки одинаково успевают по математике. Разным является их уверенность в своей компетентности и приоритеты.

Согласно опросу, со сферой STEM своё будущее связывают, в основном, мальчики. Девочки больше ориентируются на творческие направления и гуманитарные науки, среди них лишь 35% выбрали бы для себя естественные и технические науки. Среди мальчиков таких 65%. Другое исследование свидетельствует о том, что к девятому классу девочки уже почти не интересуются математикой и их самооценка знаний в этой области заметно ниже, чем у мальчиков.

Кроме того, общественные стереотипы влияют на выбор профессии, а гендерные стереотипы - одни из самых сильных. Авторы исследования называют стереотипы «жестким фильтром», через который получается пройти не всем, а установки относительно STEM-профессий особенно сильны. Например, можно услышать от учителей, родителей и т.д., что «Инженерия — не женское дело». Математику на родительских форумах часто определяют как заумную и неинтересную, а физику - как слишком сложную и «абстрактную».

Профессии также часто оцениваются в терминах общественной пользы, о которой разной представления у мальчиков и девочек. Так, последним заметно важнее чувствовать нужность людям и одобрение со стороны общества. А в случае с точными науками польза не так очевидна для многих. Свои стереотипы транслируют и учителя, занижая успехи девочек в технических науках, а мальчиков в гуманитарных. А также, авторы исследования отмечают такой феномен, как «скрытый учебный план», который разводит мальчиков и девочек ещё в школе. Основные факторы, которые формируют этот план, касаются организация школьной жизни и обучающих программ (гендерное разделение на уроках труда и физкультуры), внеучебной жизни (разделение труда на праздниках и субботниках), а также агрессии со стороны гендерной группы - дети признались, что они «иногда ограничивают себя в действиях», чтобы друзья не смеялись над ними.

На рынке труда существуют свои гендерные барьеры. Совместный проект учёных из России, США и Канады показал, что за последние 25 лет российские женщины стали реже публиковаться в международных научных журналах, нежели мужчины, особенно это касается математики, физики и технических наук. Имеет место и дисбаланс зарплат – женщины, в среднем, зарабатывают меньше мужчин. Существует также «стеклянный потолок» - женщины чаще остаются на начальных и средних позициях в академической иерархии.

Отчасти это может быть связано с большей вовлеченностью женщин в домашнее хозяйство и уход за детьми. Это некий вариант «штрафа за материнство». Но в сфере STEM, прибавляются ещё и субъективные трудности - моральные издержки, связанные с общественными стереотипами.

Вузам и другим научным организациям нужны специальные меры, позволяющие удержать женщин в этой сфере. Самая распространенная мера среди мировых университетом - это создание специализированных женских сообществ внутри организации. Подобные клубы помогают сформировать сеть женщин-исследователей, помогает почувствовать себя частью коллектива, а также в продвижении по карьерной лестнице. Другой популярный метод - проведение масштабных конференций и небольших ворк-шопов с лидерами отрасли.

Исследователи считают, что было бы полезно наладить сотрудничество научных структур с коммерческими компаниями, а также создать государственно-частные партнерства, в которых бы реализовался потенциал женщин с техническими специальностями. Кроме того, стоит уделить внимание социальной поддержке работниц-матерей.