Новости

02. 07. 2018
Развитие городских территорий: что нужно знать девелоперу?
Круглый стол организованный Ассоциацией инвесторов Москвы совместно с газетой
02. 07. 2018
Рейтинг одобрения властей
Левада-центр провёл очередное исследование мнения россиян о деятельности Президента РФ и Правительства
27. 06. 2018
Отношение россиян к западным санкциям
ВЦИОМ представляет данные исследования, посвященного теме западных санкций
25. 06. 2018
Общественное мнение: права и свободы
ФОМ провёл исследование ситуации с соблюдением прав человека в стране, а также выяснил, какие права и свободы для россиян наиболее важны.
21. 06. 2018
Глобальные экологические проблемы
Ipsos Global@dvisor провёл онлайн исследование, какие экологические проблемы волнуют людей во всём мире
14. 06. 2018
Планы россиян на летний отдых
ВЦИОМ представил данные ежегодного исследования, посвященного планам россиян на летний отпуск

19. 06. 2018

Гендерный дисбаланс на рынке труда

Социологи из НИУ ВШЭ изучили гендерный дисбаланс в сфере естественных наук, технологий, инженерии и математики (STEM) и предложили меры поддержки женщин, работающих там.

В сфере STEM мужчин в 3-4 раза больше, чем женщин. Такие диспропорции примерно одинаковы для России, Европы и США. Гендерное неравенство в точных и естественных науках оказывается сквозным - начинается ещё в средней школе, укрепляется в старших классах, возрастает в вузе и заканчивается рынком труда. В конечном счёте сфера STEM остается преимущественно мужской.

Согласно данным Росстата, в последние годы на физико-математическом профиле обучаются 34% женщин и 66% мужчин – разница почти в 2 раза. На направлении «информационная безопасность» - 21% девушек против 79% юношей. В металлургии и машиностроении гендерное соотношение составляет один к пяти в пользу мужчин, а в энергетике, электротехнике и ракетно-космической технике и авиации -  один к шести.

Кроме того, отмечается, что даже если женщины получают образование в сфере STEM, они заметно реже остаются в ней – так, лишь каждая четвертая выпускница технических специальностей университетов устраивается работать по специальности.

Что касается среднего образования, исследование, проведённое в 5-х, 8-х и 11-х классах школ подтвердило, что мальчики и девочки одинаково успевают по математике. Разным является их уверенность в своей компетентности и приоритеты.

Согласно опросу, со сферой STEM своё будущее связывают, в основном, мальчики. Девочки больше ориентируются на творческие направления и гуманитарные науки, среди них лишь 35% выбрали бы для себя естественные и технические науки. Среди мальчиков таких 65%. Другое исследование свидетельствует о том, что к девятому классу девочки уже почти не интересуются математикой и их самооценка знаний в этой области заметно ниже, чем у мальчиков.

Кроме того, общественные стереотипы влияют на выбор профессии, а гендерные стереотипы - одни из самых сильных. Авторы исследования называют стереотипы «жестким фильтром», через который получается пройти не всем, а установки относительно STEM-профессий особенно сильны. Например, можно услышать от учителей, родителей и т.д., что «Инженерия — не женское дело». Математику на родительских форумах часто определяют как заумную и неинтересную, а физику - как слишком сложную и «абстрактную».

Профессии также часто оцениваются в терминах общественной пользы, о которой разной представления у мальчиков и девочек. Так, последним заметно важнее чувствовать нужность людям и одобрение со стороны общества. А в случае с точными науками польза не так очевидна для многих. Свои стереотипы транслируют и учителя, занижая успехи девочек в технических науках, а мальчиков в гуманитарных. А также, авторы исследования отмечают такой феномен, как «скрытый учебный план», который разводит мальчиков и девочек ещё в школе. Основные факторы, которые формируют этот план, касаются организация школьной жизни и обучающих программ (гендерное разделение на уроках труда и физкультуры), внеучебной жизни (разделение труда на праздниках и субботниках), а также агрессии со стороны гендерной группы - дети признались, что они «иногда ограничивают себя в действиях», чтобы друзья не смеялись над ними.

На рынке труда существуют свои гендерные барьеры. Совместный проект учёных из России, США и Канады показал, что за последние 25 лет российские женщины стали реже публиковаться в международных научных журналах, нежели мужчины, особенно это касается математики, физики и технических наук. Имеет место и дисбаланс зарплат – женщины, в среднем, зарабатывают меньше мужчин. Существует также «стеклянный потолок» - женщины чаще остаются на начальных и средних позициях в академической иерархии.

Отчасти это может быть связано с большей вовлеченностью женщин в домашнее хозяйство и уход за детьми. Это некий вариант «штрафа за материнство». Но в сфере STEM, прибавляются ещё и субъективные трудности - моральные издержки, связанные с общественными стереотипами.

Вузам и другим научным организациям нужны специальные меры, позволяющие удержать женщин в этой сфере. Самая распространенная мера среди мировых университетом - это создание специализированных женских сообществ внутри организации. Подобные клубы помогают сформировать сеть женщин-исследователей, помогает почувствовать себя частью коллектива, а также в продвижении по карьерной лестнице. Другой популярный метод - проведение масштабных конференций и небольших ворк-шопов с лидерами отрасли.

Исследователи считают, что было бы полезно наладить сотрудничество научных структур с коммерческими компаниями, а также создать государственно-частные партнерства, в которых бы реализовался потенциал женщин с техническими специальностями. Кроме того, стоит уделить внимание социальной поддержке работниц-матерей.