Новости

18. 05. 2018
Поколенческая разница в современной России
Профессора НИУ ВШЭ Вадим Радаев провёл исследование поколенческой разницы в современной России
16. 05. 2018
«Хорошая жизнь» для поколения 50+
Исследование Gfk Russia поколения 50+
14. 05. 2018
Рейтинг доверия политикам
ВЦИОМ представил рейтинги доверия политикам и оценки деятельности государственных и общественных институтов, рейтинги партий
07. 05. 2018
Насколько счастливы россияне
ВЦИОМ представил данные регулярного мониторинга уровня счастья россиян
28. 04. 2018
Информированность россиян о блокировке Telegram
ФОМ провёл исследование, насколько россияне осведомлены относительно ситуации вокруг блокировки Telegram
25. 04. 2018
Финансовые разногласия в семье
Исследование специалиста из НИУ ВШЭ, что провоцирует финансовые конфликты в семье и какие пары больше этому подвержены

11. 05. 2018

Культурного потребления и ценности

Виолетта Корсунова из НИУ ВШЭ изучила уровень культурного потребления в европейских странах и его связь с изменением ценностей среди населения.

В ходе исследования выяснилось, что в современном мире уровень вовлеченности в культурные практики определяют не только экономический и образовательный статусы, но и ценности. В исследовании рассматривались такие культурные практики, как: посещение оперы, балета, театра, музыкальных концертов, кино, публичных библиотек, исторических реконструкций, просмотр или прослушивание программ об искусстве и творчестве, чтение романов, стихов и пьес.

Очень высокий уровень культурного потребления присваивался человеку, если он за последний год еднего года был вовлечен, как минимум, в 5 культурных практик пять раз, высокий уровень – если был вовлечён в 3-4 практики пять раз и более, средний уровень - 1-2 практики не менее 5 раз за год, и низкий уровень - вовлеченность менее 5 раз за год. В своём исследовании Корсунова использовала данные Евробарометра и Европейского исследования ценностей (EVS) по 30 европейским странам.

Выяснилось, что в Греции, Португалии, Италии, Румынии, Польше, Венгрии и Кипре уровень культурного потребления, как минимум, у половины населения - низкий. В то же время доля тех, кто уделяет максимальное время культурному досугу, невелика во всех странах. В пятёрку лидеров стран, где граждане активно посещает различные культурные заведения, вошли Швеция, Дания, Нидерланды, Эстония и Латвия. В целом, большинство стран демонстрирует средний уровень культурного потребления.

Исследования доказывают, что социальный класс человека играет определяющую роль в степени активности в культурном плане (социальный класс понимается через экономический и культурный капитал). То есть, чем выше образование и экономический статус, тем чаще человек посещает театры, балет, кино и т.д. Однако, есть и заметная разница среди стран в этом отношении. Так в США, Швеции и Израиле высокий уровень культурного потребления характерен только для богатых людей, в то время как в Италии и Западной Германии более «демократичная» картина - культурно активных людей можно встретить во всех социальных группах, кроме наименее образованных и обеспеченных.

Отмечается также, что в странах, в которых больше распространены ценности самовыражения, то есть, свобода слова, уважение, толерантность и т.д., люди активнее включены в культурные практики. Выше всего уровень таких ценностей в странах Северной и Западной Европы (Швеция, Дания, Нидерланды, Финляндия), а ниже в Восточной и Южной Европе (Румыния, Болгария, Литва, Кипр).

Кроме того, согласно исследованию, в странах, которых преобладает ориентация населения на ценности самовыражения, личная творческая активность на вовлеченность в культурный досуг влияет меньше. Однако другие составляющие социального класса, такие как образование и материальная обеспеченность, продолжают играть серьезную роль в выборе форм досуга вне зависимости от ценностей.