Новости

02. 07. 2018
Развитие городских территорий: что нужно знать девелоперу?
Круглый стол организованный Ассоциацией инвесторов Москвы совместно с газетой
02. 07. 2018
Рейтинг одобрения властей
Левада-центр провёл очередное исследование мнения россиян о деятельности Президента РФ и Правительства
27. 06. 2018
Отношение россиян к западным санкциям
ВЦИОМ представляет данные исследования, посвященного теме западных санкций
25. 06. 2018
Общественное мнение: права и свободы
ФОМ провёл исследование ситуации с соблюдением прав человека в стране, а также выяснил, какие права и свободы для россиян наиболее важны.
21. 06. 2018
Глобальные экологические проблемы
Ipsos Global@dvisor провёл онлайн исследование, какие экологические проблемы волнуют людей во всём мире
19. 06. 2018
Гендерный дисбаланс на рынке труда
Социологи из НИУ ВШЭ изучили гендерный дисбаланс в сфере естественных наук, технологий, инженерии и математики (STEM) и предложили меры поддержки женщин, работающих там.

21. 04. 2018

Как молодёжь относится к российскому кино

Сотрудники факультета социальных наук НИУ ВШЭ Надежда Астахова и Валентина Скопинцева провели исследование, как молодое поколение относится к современному отечественному кинематографу и почему зарубежное кино привлекает их больше.

Объектом исследования стала ключевая для кинотеатров аудитория – молодые зрители 18-24 лет. Участникам четырех фокус-групп, сформированных через соцсети, был предложено ответить одним прилагательным или кратким словосочетанием на вопрос «Российское современное кино — какое?». Исходя из ответов, получились четыре основные категории: российское кино как развивающееся, подающее надежды; как близкое, родное; неоднозначное, нестабильное; и безнадёжное кино низкого качества. В своём большинстве ассоциации респондентов были негативными. Положительные же ассоциации, опрошенные высказывали заметно реже.

При этом, обмениваясь мнениями о российских фильмах перед их просмотром, молодые зрители вспоминают достаточно много понравившихся им отечественных картин. Но в целом, хорошие фильмы являются скорее исключением, нежели правилом для российских зрителей. В кинотеатрах молодые люди предпочитают смотреть зарубежные фильмы, а отечественные им кажется недостойными для просмотра на большом экране.

Иностранные картины часто оцениваются как предсказуемые, но привлекают зрителей качеством съёмки и спецэффектами. Отечественное же кино - кот в мешке. Люди идут на отечественный фильм в кинотеатр в надежде увидеть прогресс, но при этом многие боятся не получить высококачественный продукт. Кроме того, респонденты в качестве проблемы национального кинематографа отмечают кризис российского института звёзд. В Голливуде большую часть зрителей и денег в кино привлекают имена известных актёров, в России это тоже работает, но звёзд хотят видеть зарубежных. Кроме того, голливудских актёров знают намного больше, чем отечественных, среди последних могут вспомнить лишь несколько имён вроде Хабенского или Козловского.

Исследователи отмечают, что молодые люди не смотрят российское кино из-за определенных стереотипов. Хорошими российскими картинами они считают те, где присутствует оригинальность и элементы националной культуры, однако таких фильмов мало. Отмечается также и тенденция к подражательству Западу, которая не нравится зрителям. Главный такой пример - «Защитники» (2017). При этом, молодым нравится «Ночной Дозор» (2004) и самобытные показанные там вампиры, где «они пили кровь из банки из-под огурцов» - отмечает один из респондентов. Зрители также считают, что российскому кино необходимо стремиться к сохранению своей индивидуальности, но при этом оставаться «на уровне».

Самобытную национальную продукцию молодое поколение находит в жанре «социальной чернухи» - драмы о российской жизни, персонажи которых простые люди, например: «Нелюбовь» (2017), «Дурак» (2014), «Левиафан» (2014), «Ученик» (2016), «Географ глобус пропил» (2013).

Часто образ кино у молодёжи формирует не государство, а видеоблогеры. К примеру, BadComedian с более чем 2 млн подписчиками на своём канале YouTube. Получается, что мнение о фильме складывается еще до его просмотра.

Чем занимается Фонд Кино опрошенные не особо хорошо понимают. Критикуют же его в основном за непрозрачность системы финансирования кинопроизводства - «часто деньги достаются не тем, кто их действительно заслуживает, а идут на откровенно провальные» проекты». Кроме того, фильмы, снятые при поддержке государства, подозреваются обычно в навязывании идеологии и воспитательным подтекстом, сама система господдержки же соотносится с цензурой. При этом, независимыми фильмами, снятыми без бюджетных денег, молодёжь считает некоторые фильмы, которые эти деньги как раз получали: «Левиафан» (2014), «Дурак» (2014) и «Матильда» (2017).