Новости

18. 05. 2018
Поколенческая разница в современной России
Профессора НИУ ВШЭ Вадим Радаев провёл исследование поколенческой разницы в современной России
16. 05. 2018
«Хорошая жизнь» для поколения 50+
Исследование Gfk Russia поколения 50+
14. 05. 2018
Рейтинг доверия политикам
ВЦИОМ представил рейтинги доверия политикам и оценки деятельности государственных и общественных институтов, рейтинги партий
11. 05. 2018
Культурного потребления и ценности
Виолетта Корсунова из НИУ ВШЭ изучила уровень культурного потребления в европейских странах и его связь с изменением ценностей среди населения
07. 05. 2018
Насколько счастливы россияне
ВЦИОМ представил данные регулярного мониторинга уровня счастья россиян
28. 04. 2018
Информированность россиян о блокировке Telegram
ФОМ провёл исследование, насколько россияне осведомлены относительно ситуации вокруг блокировки Telegram

21. 04. 2018

Как молодёжь относится к российскому кино

Сотрудники факультета социальных наук НИУ ВШЭ Надежда Астахова и Валентина Скопинцева провели исследование, как молодое поколение относится к современному отечественному кинематографу и почему зарубежное кино привлекает их больше.

Объектом исследования стала ключевая для кинотеатров аудитория – молодые зрители 18-24 лет. Участникам четырех фокус-групп, сформированных через соцсети, был предложено ответить одним прилагательным или кратким словосочетанием на вопрос «Российское современное кино — какое?». Исходя из ответов, получились четыре основные категории: российское кино как развивающееся, подающее надежды; как близкое, родное; неоднозначное, нестабильное; и безнадёжное кино низкого качества. В своём большинстве ассоциации респондентов были негативными. Положительные же ассоциации, опрошенные высказывали заметно реже.

При этом, обмениваясь мнениями о российских фильмах перед их просмотром, молодые зрители вспоминают достаточно много понравившихся им отечественных картин. Но в целом, хорошие фильмы являются скорее исключением, нежели правилом для российских зрителей. В кинотеатрах молодые люди предпочитают смотреть зарубежные фильмы, а отечественные им кажется недостойными для просмотра на большом экране.

Иностранные картины часто оцениваются как предсказуемые, но привлекают зрителей качеством съёмки и спецэффектами. Отечественное же кино - кот в мешке. Люди идут на отечественный фильм в кинотеатр в надежде увидеть прогресс, но при этом многие боятся не получить высококачественный продукт. Кроме того, респонденты в качестве проблемы национального кинематографа отмечают кризис российского института звёзд. В Голливуде большую часть зрителей и денег в кино привлекают имена известных актёров, в России это тоже работает, но звёзд хотят видеть зарубежных. Кроме того, голливудских актёров знают намного больше, чем отечественных, среди последних могут вспомнить лишь несколько имён вроде Хабенского или Козловского.

Исследователи отмечают, что молодые люди не смотрят российское кино из-за определенных стереотипов. Хорошими российскими картинами они считают те, где присутствует оригинальность и элементы националной культуры, однако таких фильмов мало. Отмечается также и тенденция к подражательству Западу, которая не нравится зрителям. Главный такой пример - «Защитники» (2017). При этом, молодым нравится «Ночной Дозор» (2004) и самобытные показанные там вампиры, где «они пили кровь из банки из-под огурцов» - отмечает один из респондентов. Зрители также считают, что российскому кино необходимо стремиться к сохранению своей индивидуальности, но при этом оставаться «на уровне».

Самобытную национальную продукцию молодое поколение находит в жанре «социальной чернухи» - драмы о российской жизни, персонажи которых простые люди, например: «Нелюбовь» (2017), «Дурак» (2014), «Левиафан» (2014), «Ученик» (2016), «Географ глобус пропил» (2013).

Часто образ кино у молодёжи формирует не государство, а видеоблогеры. К примеру, BadComedian с более чем 2 млн подписчиками на своём канале YouTube. Получается, что мнение о фильме складывается еще до его просмотра.

Чем занимается Фонд Кино опрошенные не особо хорошо понимают. Критикуют же его в основном за непрозрачность системы финансирования кинопроизводства - «часто деньги достаются не тем, кто их действительно заслуживает, а идут на откровенно провальные» проекты». Кроме того, фильмы, снятые при поддержке государства, подозреваются обычно в навязывании идеологии и воспитательным подтекстом, сама система господдержки же соотносится с цензурой. При этом, независимыми фильмами, снятыми без бюджетных денег, молодёжь считает некоторые фильмы, которые эти деньги как раз получали: «Левиафан» (2014), «Дурак» (2014) и «Матильда» (2017).