Новости

02. 07. 2018
Развитие городских территорий: что нужно знать девелоперу?
Круглый стол организованный Ассоциацией инвесторов Москвы совместно с газетой
02. 07. 2018
Рейтинг одобрения властей
Левада-центр провёл очередное исследование мнения россиян о деятельности Президента РФ и Правительства
27. 06. 2018
Отношение россиян к западным санкциям
ВЦИОМ представляет данные исследования, посвященного теме западных санкций
25. 06. 2018
Общественное мнение: права и свободы
ФОМ провёл исследование ситуации с соблюдением прав человека в стране, а также выяснил, какие права и свободы для россиян наиболее важны.
21. 06. 2018
Глобальные экологические проблемы
Ipsos Global@dvisor провёл онлайн исследование, какие экологические проблемы волнуют людей во всём мире
19. 06. 2018
Гендерный дисбаланс на рынке труда
Социологи из НИУ ВШЭ изучили гендерный дисбаланс в сфере естественных наук, технологий, инженерии и математики (STEM) и предложили меры поддержки женщин, работающих там.

03. 04. 2018

Гендерные стереотипы

В марте Левада-центр провёл опрос среди населения о том, какие качества мужчин и женщин более ценны на их взгляд. Подобные опросы проводятся с 1993 года и помогают определить существующие стереотипные распределения гендерных ролей в обществе, то есть, какими, по мнению населения должны быть «настоящие» мужчины или женщины. Кроме того, это помогает выявить возможные несоответствия между навязываемым и желаемым образом.

Результаты мартовского опроса подтверждают, что по-прежнему заметных изменения в гендерных портретах не происходит. Так, самыми ценными мужскими качествами продолжают называть «ум» (51%), «умение заработать» (42%) и «порядочность» (37%). В женщинах больше всего ценят «хозяйственность» (46%), «заботливость» (32%) и «хорошую внешность» (31%).

В целом, мнения и женщин и мужчин относительно представителей своего пола совпадает с мнением противоположного, но наблюдаются и некоторые различия. Так, мужчины чаще женщин ценят в мужчинах «стремление к успеху» (21% и 15% соответственно), «независимость» (16% и 6%) и «организованность» (16% и 12%). Женщины же, в отличие от мужчин, чаще хотели бы видеть мужчин «верными» (32% и 13% соответственно), «заботливыми» (25% и 10%), «хозяйственными» (22% и 16%) и «порядочными» (39% и 35%).

Женщины в самих себе больше мужчин ценят «ум» (29% против 21%), «умение сопротивляться невзгодам» (12% и 7%) и «организованность» (10% и 5%). Мужчины чаще отмечают в женщинах «телесные» качества: «хорошую внешность», «сексапильность» и «темперамент». Также, как и женщины, мужчины уделяют большее внимание к противоположном полу в вопросах «верности» (35% против 25%).

Ответы относительно гендерных портретов также зависят от возраста респондентов. С возрастом, представители обоих полов начинают больше ценить в противоположном поле «порядочность» и «хозяйственность». В мужчинах молодёжь чаще взрослых ценит «стремление к успеху» и «умение заработать». Если молодые люди больше внимания обращают на «хорошую внешность» девушек, то с возрастом больше задумываются об их «уме» и «хозяйственности». Сами девушки от 18 до 30 лет считают, что женщина должна иметь «хорошую внешность» и «легкий характер». Отмечается, что современные женщины по-прежнему в своём большинстве не стремятся к финансовой независимости, успешности и самостоятельности, ограничивая ролевые модели женщины семьей.

Кроме того, образы «настоящих» женщин или мужчин зависит и от семейного статуса респондента. Так, мнение семейных людей воспроизводит представления о «традиционном» разделении ролей в гетерогамной семье, где женщина отвечает за быт и хозяйство, а мужчина отвечает за финансовое благополучие. Но если семейное положение женщин не влияет на их мнения о главных ценностях мужчин, то семейные мужчины больше внимания уделяют хозяйственности женщины, нежели её внешности, как это делают холостяки, для которых оба эти качества почти равноценны. Холостые также чаще ищут в женщинах «темперамент», а женатым мужчинам важна «способность к сопереживанию» и «заботливость».Замужние женщины чаще высказывают мнение, что мужчина должен «уметь сопротивляться невзгодам», а свободные чаще говорят о «верности» и «независимости».

Одним из наименее популярных качеств среди обоих полов назвали «сексапильность», у женщин её отмечали всего 1%, а мужчины - 13-16%. Исследователи считают, что это связано с табуированностью темы секса в обществе.

Что касается дифференциации мнений в зависимости от уровня образования, то женщин высшее образование делает более требовательными к противоположному полу. Они чаще ценят в мужчинах коммерческую жилку. Женщины с профессиональным образованием и ниже больше внимания обращают на «хозяйственность» мужчин. Для мужчин с высшим образованием умная женщина менее привлекательна, чем хозяйственная и верная. Мужчины с образованием ниже среднего одинаково ценят «хорошую внешность» женщины и её «заботливость».

В исследовании отмечается, что динамика общественного мнения указывает на некоторое снижение популярности морально-нравственных качеств (таких как «порядочность» и «верность»), что, по мнению специалистов, корреспондирует с общим снижением обеспокоенностью проблемой морали в обществе. Если в 1997 году четверть совершеннолетнего населения отмечала среди тревожащих их проблем «кризис морали, культуры, нравственности», то сейчас их доля составляет всего 15-16%.