Новости

21. 06. 2018
Глобальные экологические проблемы
Ipsos Global@dvisor провёл онлайн исследование, какие экологические проблемы волнуют людей во всём мире
19. 06. 2018
Гендерный дисбаланс на рынке труда
Социологи из НИУ ВШЭ изучили гендерный дисбаланс в сфере естественных наук, технологий, инженерии и математики (STEM) и предложили меры поддержки женщин, работающих там.
14. 06. 2018
Планы россиян на летний отдых
ВЦИОМ представил данные ежегодного исследования, посвященного планам россиян на летний отпуск
07. 06. 2018
Потребительское поведение россиян
ВЦИОМ совместно с Центром социального проектирования «Платформа» представили данные проведённого исследования о потребительском поведении россиян
04. 06. 2018
Любимые занятия россиян
В апреле этого года Левада-Центр провёл новый опрос о занятиях, которые доставляют людям радость

03. 04. 2018

Гендерные стереотипы

В марте Левада-центр провёл опрос среди населения о том, какие качества мужчин и женщин более ценны на их взгляд. Подобные опросы проводятся с 1993 года и помогают определить существующие стереотипные распределения гендерных ролей в обществе, то есть, какими, по мнению населения должны быть «настоящие» мужчины или женщины. Кроме того, это помогает выявить возможные несоответствия между навязываемым и желаемым образом.

Результаты мартовского опроса подтверждают, что по-прежнему заметных изменения в гендерных портретах не происходит. Так, самыми ценными мужскими качествами продолжают называть «ум» (51%), «умение заработать» (42%) и «порядочность» (37%). В женщинах больше всего ценят «хозяйственность» (46%), «заботливость» (32%) и «хорошую внешность» (31%).

В целом, мнения и женщин и мужчин относительно представителей своего пола совпадает с мнением противоположного, но наблюдаются и некоторые различия. Так, мужчины чаще женщин ценят в мужчинах «стремление к успеху» (21% и 15% соответственно), «независимость» (16% и 6%) и «организованность» (16% и 12%). Женщины же, в отличие от мужчин, чаще хотели бы видеть мужчин «верными» (32% и 13% соответственно), «заботливыми» (25% и 10%), «хозяйственными» (22% и 16%) и «порядочными» (39% и 35%).

Женщины в самих себе больше мужчин ценят «ум» (29% против 21%), «умение сопротивляться невзгодам» (12% и 7%) и «организованность» (10% и 5%). Мужчины чаще отмечают в женщинах «телесные» качества: «хорошую внешность», «сексапильность» и «темперамент». Также, как и женщины, мужчины уделяют большее внимание к противоположном полу в вопросах «верности» (35% против 25%).

Ответы относительно гендерных портретов также зависят от возраста респондентов. С возрастом, представители обоих полов начинают больше ценить в противоположном поле «порядочность» и «хозяйственность». В мужчинах молодёжь чаще взрослых ценит «стремление к успеху» и «умение заработать». Если молодые люди больше внимания обращают на «хорошую внешность» девушек, то с возрастом больше задумываются об их «уме» и «хозяйственности». Сами девушки от 18 до 30 лет считают, что женщина должна иметь «хорошую внешность» и «легкий характер». Отмечается, что современные женщины по-прежнему в своём большинстве не стремятся к финансовой независимости, успешности и самостоятельности, ограничивая ролевые модели женщины семьей.

Кроме того, образы «настоящих» женщин или мужчин зависит и от семейного статуса респондента. Так, мнение семейных людей воспроизводит представления о «традиционном» разделении ролей в гетерогамной семье, где женщина отвечает за быт и хозяйство, а мужчина отвечает за финансовое благополучие. Но если семейное положение женщин не влияет на их мнения о главных ценностях мужчин, то семейные мужчины больше внимания уделяют хозяйственности женщины, нежели её внешности, как это делают холостяки, для которых оба эти качества почти равноценны. Холостые также чаще ищут в женщинах «темперамент», а женатым мужчинам важна «способность к сопереживанию» и «заботливость».Замужние женщины чаще высказывают мнение, что мужчина должен «уметь сопротивляться невзгодам», а свободные чаще говорят о «верности» и «независимости».

Одним из наименее популярных качеств среди обоих полов назвали «сексапильность», у женщин её отмечали всего 1%, а мужчины - 13-16%. Исследователи считают, что это связано с табуированностью темы секса в обществе.

Что касается дифференциации мнений в зависимости от уровня образования, то женщин высшее образование делает более требовательными к противоположному полу. Они чаще ценят в мужчинах коммерческую жилку. Женщины с профессиональным образованием и ниже больше внимания обращают на «хозяйственность» мужчин. Для мужчин с высшим образованием умная женщина менее привлекательна, чем хозяйственная и верная. Мужчины с образованием ниже среднего одинаково ценят «хорошую внешность» женщины и её «заботливость».

В исследовании отмечается, что динамика общественного мнения указывает на некоторое снижение популярности морально-нравственных качеств (таких как «порядочность» и «верность»), что, по мнению специалистов, корреспондирует с общим снижением обеспокоенностью проблемой морали в обществе. Если в 1997 году четверть совершеннолетнего населения отмечала среди тревожащих их проблем «кризис морали, культуры, нравственности», то сейчас их доля составляет всего 15-16%.