Новости

25. 04. 2018
Финансовые разногласия в семье
Исследование специалиста из НИУ ВШЭ, что провоцирует финансовые конфликты в семье и какие пары больше этому подвержены
23. 04. 2018
Итоги VIII Грушинской социологической конференции
18-19 апреля в Москве прошла VIII Грушинская социологическая конференция «Социолог 2.0: трансформация профессии»
21. 04. 2018
Как молодёжь относится к российскому кино
Сотрудники факультета социальных наук НИУ ВШЭ провели исследование, как молодое поколение относится к современному отечественному кинематографу
18. 04. 2018
Какие источники информации используют россияне
В марте 2018 года Левада-центром был проведён опрос, какими источниками информациями предпочитают пользоваться россияне
16. 04. 2018
Бизнес-лидерство в России
ВЦИОМ провёл опрос среди россиян, посвященный теме лидерства
13. 04. 2018
Освоение космоса и космический туризм
В преддверии Дня Космонавтики Фонд Общественного Мнения провёл опрос, посвящённый теме освоения космоса и достижениям в этой области.

15. 01. 2018

Гендерный дисбаланс в академическом сообществе

Сотрудники НИУ ВШЭ провели несколько исследований, посвящённые проблеме гендерного неравенства в научной среде. Результаты подтверждают то, что женщины, работающие в различных исследовательских учреждениях и вузах менее успешны, чем мужчины.

Результаты совместного исследования учёных из России, США и Канады в 2015 году показали, что российские женщины-учёные намного реже мужчин публикуются в международно признанных научных журналах. Было проанализированы более миллиона статей 1973-2012 годов. Оказалось, что статей под женским авторством меньше практически во всех научных областях, особенно таких, как: математика, физика и технические науки - здесь доля женщин составляет менее 20%. Психология – это единственная область, где более менее соблюдается гендерный баланс в этом вопросе.

В целом, за весь исследуемый период, доля статей женщин среди научных публикаций из СССР и России составила от 20 до 30%. Отдельно анализировалось число статей за 2008-2012 годы, где доля женских публикаций оказалась меньше на треть. Мужчины лидируют в химии, биомедицине и математике. Автор этого исследования отмечает, что остаётся открытым вопрос, дело ли здесь в «стеклянном потолке» или сознательном выборе самих женщин. Отмечается также, что такой дисбаланс характерен не только для России, а имеет глобальный характер.

В образовательной и научной существует и гендерное неравенство относительно уровня зарплат, что показали результаты исследования Виктора Рудакова, который проанализировал данные Мониторинга экономики образования за 2006-2016 годы. Гендерный дисбаланс относительно зарплат в этот период был достаточно нестабильным –от 5 до 27%. Мужчины зарабатывали, в среднеи, на 16,3% больше женщин. Даже имея одинаковый должностной статус, научную степень и опыт работы, разница в доходах составляла на 8% больше среди мужчин. Самый большой разрыв в уровне зарплат был отмечен во время посткризисного восстановления (2010-2013гг.), а самый низкий - в кризисные годы (2008 и 2014).

В исследовании также изучается, почему женщины в вузах зарабатывают меньше. Обычно это связывают с особенностями гендерного распределения должностей, статусов, научных званий и профессионального опыта. Итак, 14% мужчин, работающих в вузах, имеют степень доктора наук и 51% – кандидата наук. Женщин с такими степенями – 6 и 45% соответственно. Позиции профессора, доцента или старшего научного сотрудника занимают 40% мужчин и 27% среди женщин. Мужчин также больше на таких должностях как декан, замдекана и руководитель, замруководителя департамента и т.д. Женщины обычно являются доцентами, преподавателям или ассистентами преподавателей. Гендерная разница в опыте работы в среднем составляет 5,6 лет.

Несмотря на то, что большинство российских вузов находятся в ведении Министерства образования и науки и Министерства здравоохранения и социального развития, которые возглавляются женщинами в академической среде существует гендерный дисбаланс в распределении ключевых постов. Но всё же гендерный дисбаланс в зарплатах в российской академической среде заметно ниже среднего уровня по стране. Стеклянный потолок в науке всё же существует.