Новости

02. 07. 2018
Развитие городских территорий: что нужно знать девелоперу?
Круглый стол организованный Ассоциацией инвесторов Москвы совместно с газетой
02. 07. 2018
Рейтинг одобрения властей
Левада-центр провёл очередное исследование мнения россиян о деятельности Президента РФ и Правительства
27. 06. 2018
Отношение россиян к западным санкциям
ВЦИОМ представляет данные исследования, посвященного теме западных санкций
25. 06. 2018
Общественное мнение: права и свободы
ФОМ провёл исследование ситуации с соблюдением прав человека в стране, а также выяснил, какие права и свободы для россиян наиболее важны.
21. 06. 2018
Глобальные экологические проблемы
Ipsos Global@dvisor провёл онлайн исследование, какие экологические проблемы волнуют людей во всём мире
19. 06. 2018
Гендерный дисбаланс на рынке труда
Социологи из НИУ ВШЭ изучили гендерный дисбаланс в сфере естественных наук, технологий, инженерии и математики (STEM) и предложили меры поддержки женщин, работающих там.

20. 11. 2017

Отношение населения к бизнесу

Учёные из Института социологии РАН Полина Козырева и Александр Козырев провели исследование «Население и бизнес: дефицит доверия, его причины и последствия». Выяснилось, что россияне мало доверяют бизнесу из-за поведения самих коммерсантов и негативного отношения к рыночной экономике в целом. Такое отношение населения к бизнесу снижает  предпринимательскую активность и усиливает конфликты между богатыми и бедными.

Россияне, безусловно, осознают, как важен бизнес, но это не влияет на их личное отношение к нему. В прошлом году более 40% граждан критично относились к предпринимательской деятельности, потому что, по их мнению, она не приносит достаточной пользы. Крупный бизнес ассоциируется у населения с доходами немногих от продаж народных природных ресурсов, потому к нему отношение заметно хуже, чем к среднему или малому. Однако уровень доверия к крупным компаниям в целом выше: в конце 2015-го им доверяло более 35% населения, среднему и малому – 24%.

Около 40% россиян уверены, что невозможно достичь взаимопонимания между бедными и богатыми. Ответственными же за это неравенство считаются бизнесмены, потому что, по мнению граждан, они наживают своё богатство нечестным путём и это многих раздражает. При этом, люди не замечают помощи предпринимателей в решениях общественных проблем.

Кроме того, значительная часть населения доверяет плановой экономике, а значит, негативно относится к рыночной, и ко всему, что с ней связано. Интересно, что в кризис количество сторонников советского типа экономики увеличивается. Так, в 2012 году госпланированию в экономике отдали своё предпочтение 49% россиян, в начале 2016-го — уже 52%. Доля же приверженцев рыночной экономики сократилась на с 36% до 26% за тот же период. Учёные отмечают, что когда граждане не довольны своим материальным положением и жизнью в целом, они больше они ностальгируют по советскому прошлому и меньше доверяют бизнесу.

Именно недоверие со стороны населения является одной из главных причин того, что в России редко принимают решение открыть свой бизнес. Подобные попытки совершал лишь один человек из десяти, а сделать предприятие успешным удавалось меньше, чем половине из них. Сами руководители частных фирм отмечают большое недоверие к себе со стороны собственных сотрудников.

Большинство россиян уверены, что государство само должно устанавливать цены на продукты питания, оказывать медицинские услуги и «обеспечивать работой, строить дороги, школы, детские сады, поликлиники и выполнять другие функции, затрагивающие интересы граждан». Около 40% населения не доверят  бизнесу даже организацию вывоза мусора. Лишь 1-3% россиян готовы признать приоритет частных компаний в некоторых сферах деятельности.

Несмотря на всё, с 2006 по 2015 год отношение к предпринимательству всё же изменилось в лучшую сторону: доля доверяющих среднему и малому бизнесу увеличилась с 18,3% до 23,9%.