Новости

18. 05. 2018
Поколенческая разница в современной России
Профессора НИУ ВШЭ Вадим Радаев провёл исследование поколенческой разницы в современной России
16. 05. 2018
«Хорошая жизнь» для поколения 50+
Исследование Gfk Russia поколения 50+
14. 05. 2018
Рейтинг доверия политикам
ВЦИОМ представил рейтинги доверия политикам и оценки деятельности государственных и общественных институтов, рейтинги партий
11. 05. 2018
Культурного потребления и ценности
Виолетта Корсунова из НИУ ВШЭ изучила уровень культурного потребления в европейских странах и его связь с изменением ценностей среди населения
07. 05. 2018
Насколько счастливы россияне
ВЦИОМ представил данные регулярного мониторинга уровня счастья россиян
28. 04. 2018
Информированность россиян о блокировке Telegram
ФОМ провёл исследование, насколько россияне осведомлены относительно ситуации вокруг блокировки Telegram

09. 11. 2017

Как алкогольная политика влияет на преступность

Ученые из НИУ ВШЭ провели исследование, как взаимосвязаны уровень преступности и меры по ограничению продажи алкогольной продукции: повышение цен и ограничение продаж по времени. Был проведён эконометрический анализ с использованием информации Росстата по 74 регионам РФ за 2003-2015 годы.

Согласно исследованию, за 12 лет в России действительно снизился уровень преступности: на 100 000 населения с 1906 до 1631 случая. В два раза сократился и показатель среди подростков 14-17 лет. Естественно, в ходе анализа учитывались и другие обстоятельства кроме алкогольной политики, такие как: плотность населения, его возрастной состав,  а также уровень безработицы и  доли городских и сельских жителей.

Отмечается, что ограничение продаж алкоголя по времени сначала не подействовало по всей стране, не было отмечено существенного снижения уровня преступности. Но позже ситуация стала меняться: взрослая преступность в субъектах сократилась на 19-29% по сравнению с временами, когда ещё не ввели ограничения на продажу.

Выяснилось, что повышение цен на водку в первую очередь повлияло на подростковую преступность. Это объясняется тем, что в таком возрасте они финансово зависимы и не могут тратить большие деньги, поэтому даже небольшой рост цены на алкоголь уменьшает негативные последствия его употребления среди молодёжи. Что касается взрослой преступности, здесь ценовая политика не оказала столь сильного влияния, это связывают  с её непоследовательностью.

Главные положения антиалкогольной политики России зафиксированы в соответствующей концепции от 2009 года. В 2006 году региональные власти получили право ограничивать время продаж алкоголя в ночные часы. В 2011 году был введён запрет на продажу алкогольной продукции с 23 до 8 часов утра (региональные власти могут увеличивать интервалы). С 2011 же постепенно росли акцизы на алкоголь (за 8 лет увеличились более чем в два раза).

Антиалкогольная политика России использует все главные инструменты, принятые в международной практике. Учёные ВШЭ считают, что результаты исследования говорят о том, что необходимо продолжать работу в том же направлении: повышать акцизы на алкоголь, увеличивать временные ограничения на продажу там, где уровень злоупотребления алкоголем особенно высок.