Новости

18. 05. 2018
Поколенческая разница в современной России
Профессора НИУ ВШЭ Вадим Радаев провёл исследование поколенческой разницы в современной России
16. 05. 2018
«Хорошая жизнь» для поколения 50+
Исследование Gfk Russia поколения 50+
14. 05. 2018
Рейтинг доверия политикам
ВЦИОМ представил рейтинги доверия политикам и оценки деятельности государственных и общественных институтов, рейтинги партий
11. 05. 2018
Культурного потребления и ценности
Виолетта Корсунова из НИУ ВШЭ изучила уровень культурного потребления в европейских странах и его связь с изменением ценностей среди населения
07. 05. 2018
Насколько счастливы россияне
ВЦИОМ представил данные регулярного мониторинга уровня счастья россиян
28. 04. 2018
Информированность россиян о блокировке Telegram
ФОМ провёл исследование, насколько россияне осведомлены относительно ситуации вокруг блокировки Telegram

04. 10. 2017

Гражданское и потребительское поведение россиян

Специалисты из Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) проводили массовые опросы в 2012-1016 годах и разделили российское общество на группы в зависимости от гражданского и потребительского поведения. 

В последние годы сократилась доля россиян, которые не участвуют ни в каких социальных инициативах, мероприятиях, решениях общественных проблем и не помогают незнакомым людям. Количество таких «гражданских аутсайдеров» уменьшилось с 36% в 2007 году до 23% в 2015-м. Отмечается, что к такому типу людей обычно относятся граждане с небольшим достатком, не использующие каждый день интернет. Больше половины «аутсайдеров» составляют пенсионеры.

Социологи разделили активных граждан, участвующих в общественной жизни на несколько групп. Первая из них – это «гражданские обыватели», их доля составляет 15% населения старше 18 лет. К этой группе относятся те, кто помогают только своим близким, людям из своего окружения. В этой группе состоят люди разного возраста, у четверти есть высшее образование, а каждый десятый зарабатывает более 30 тысяч рублей.

Следующие группы - это «альтруисты» (13%) и «активисты» (12%). Первые занимаются благотворительности и готовы помогать незнакомцам, а вторые часто принимают участие в различных общественных мероприятиях и инициативах. К этой группе чаще относятся люди старше среднего возраста, особо не активные в интернете, среди них больше имеющих высшее образование.

«Участники досуговых практик» (9%) - это четвёртая группа, куда входит больше молодых, образованных людей, часто пользующихся интернетом. Это объединение строится на общих интересах, члены группы посещают различные образовательные мероприятия. Каждый пятый из них зарабатывает больше 30 тысяч.

Самая активная группа – это «волонтёры» (8%). Среди этих участников самые большое количество высокообразованных и обеспеченных. Они принимают участие в различных мероприятиях, акциях и общественных инициативах, занимаются благотворительностью и т.д.

Исследование показывает, что наиболее довольные своей жизнью граждане, приближённые к современным практикам потребления, чаще участвуют в общественной жизни.

Специалисты также разделили россиян на 6 групп, в соответствии с их стилем жизни: «заемщики», «обыватели-консьюмеры», «аутсайдеры-консьюмеры», «инвесторы», «путешественники», «гедонисты». Первые три группы не являются главными потребителями, их доля составляет 70%. Оставшиеся 30% являются продвинутыми потребителями - «инвесторы», «путешественники» и «гедонисты». Они наиболее активны в покупках и ценят комфортное потребление и досуг. Именно они задают тренды поведения в российском обществе.

Наиболее социально активные граждане встречаются чаще среди продвинутых потребителей. Это также подтверждает, что, чем больше человек удовлетворён своим уровнем жизни, тем он более активен в гражданских инициативах.