Новости

19. 02. 2018
Возможности в столицах и провинции
Исследование Светланы Мареевой о разнице возможностей для достижения жизненных целей в столицах и регионах
16. 02. 2018
За месяц до президентских выборов
ВЦИОМ представил данные о рейтинге кандидатов в президенты РФ
14. 02. 2018
VIII Грушинская социологическая конференция
18-19 апреля 2018 года пройдёт VIII Грушинская социологическая конференция «Социолог 2.0: трансформация профессии»
12. 02. 2018
Исследование GfK рынка мобильных технологий
GfK представили данные исследования по продажам смартфонов в 4-м квартале 2017 года
09. 02. 2018
Опрос россиян по теме научной грамотности и псевдонауки
Ко Дню российской науки Левада-Центр провёл опрос среди граждан по теме научной грамотности и псевдонауки
07. 02. 2018
Общественное мнение:уровень явки избирателей
ФОМ провёл исследование социальных настроений россиян в отношении будущих выборов и явки на них

04. 10. 2017

Гражданское и потребительское поведение россиян

Специалисты из Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) проводили массовые опросы в 2012-1016 годах и разделили российское общество на группы в зависимости от гражданского и потребительского поведения. 

В последние годы сократилась доля россиян, которые не участвуют ни в каких социальных инициативах, мероприятиях, решениях общественных проблем и не помогают незнакомым людям. Количество таких «гражданских аутсайдеров» уменьшилось с 36% в 2007 году до 23% в 2015-м. Отмечается, что к такому типу людей обычно относятся граждане с небольшим достатком, не использующие каждый день интернет. Больше половины «аутсайдеров» составляют пенсионеры.

Социологи разделили активных граждан, участвующих в общественной жизни на несколько групп. Первая из них – это «гражданские обыватели», их доля составляет 15% населения старше 18 лет. К этой группе относятся те, кто помогают только своим близким, людям из своего окружения. В этой группе состоят люди разного возраста, у четверти есть высшее образование, а каждый десятый зарабатывает более 30 тысяч рублей.

Следующие группы - это «альтруисты» (13%) и «активисты» (12%). Первые занимаются благотворительности и готовы помогать незнакомцам, а вторые часто принимают участие в различных общественных мероприятиях и инициативах. К этой группе чаще относятся люди старше среднего возраста, особо не активные в интернете, среди них больше имеющих высшее образование.

«Участники досуговых практик» (9%) - это четвёртая группа, куда входит больше молодых, образованных людей, часто пользующихся интернетом. Это объединение строится на общих интересах, члены группы посещают различные образовательные мероприятия. Каждый пятый из них зарабатывает больше 30 тысяч.

Самая активная группа – это «волонтёры» (8%). Среди этих участников самые большое количество высокообразованных и обеспеченных. Они принимают участие в различных мероприятиях, акциях и общественных инициативах, занимаются благотворительностью и т.д.

Исследование показывает, что наиболее довольные своей жизнью граждане, приближённые к современным практикам потребления, чаще участвуют в общественной жизни.

Специалисты также разделили россиян на 6 групп, в соответствии с их стилем жизни: «заемщики», «обыватели-консьюмеры», «аутсайдеры-консьюмеры», «инвесторы», «путешественники», «гедонисты». Первые три группы не являются главными потребителями, их доля составляет 70%. Оставшиеся 30% являются продвинутыми потребителями - «инвесторы», «путешественники» и «гедонисты». Они наиболее активны в покупках и ценят комфортное потребление и досуг. Именно они задают тренды поведения в российском обществе.

Наиболее социально активные граждане встречаются чаще среди продвинутых потребителей. Это также подтверждает, что, чем больше человек удовлетворён своим уровнем жизни, тем он более активен в гражданских инициативах.