Новости

19. 02. 2018
Возможности в столицах и провинции
Исследование Светланы Мареевой о разнице возможностей для достижения жизненных целей в столицах и регионах
16. 02. 2018
За месяц до президентских выборов
ВЦИОМ представил данные о рейтинге кандидатов в президенты РФ
14. 02. 2018
VIII Грушинская социологическая конференция
18-19 апреля 2018 года пройдёт VIII Грушинская социологическая конференция «Социолог 2.0: трансформация профессии»
12. 02. 2018
Исследование GfK рынка мобильных технологий
GfK представили данные исследования по продажам смартфонов в 4-м квартале 2017 года
09. 02. 2018
Опрос россиян по теме научной грамотности и псевдонауки
Ко Дню российской науки Левада-Центр провёл опрос среди граждан по теме научной грамотности и псевдонауки
07. 02. 2018
Общественное мнение:уровень явки избирателей
ФОМ провёл исследование социальных настроений россиян в отношении будущих выборов и явки на них

18. 09. 2017

Как метод опроса влияет на результаты?

Pew Research Center в феврале-марте 2017 года провёл эксперимент, призванный определить, как влияет метод опроса на его результаты. Выяснилось, что, например, процент оценивших своё материальное положение как «очень низкий доход» отличается в зависимости от метода опроса: при телефонном интервью своё состояние так оценили 14% респондентов, а при онлайн-анкетировании – 20%. 
 
Специалисты считают, что такая разница в результатах вызвана тем, что американцы предпочитают давать одобряемые обществом ответы, когда говорят с живым человеком. Поэтому, когда респондент слышит варианты ответов по телефону, ему сложнее сказать правду, нежели, когда варианты написаны на странице.  
 
Метод опроса выбирался случайно для каждого респондента отдельно. В ходе эксперимента выяснили, что отклонения в ответах касаются лишь личных вопросов. Например, при ответе на вопросы политического характера (поддержка действий Д. Трампа), не было выявлено особой разницы в показателях. А вот при вопросе «получали ли Вы финансовую помощь от членов семьи за последний год?», 15% тех, кого спрашивали по телефону, ответили утвердительно, а доля ответивших так же в онлайн-опросе составила 26%. 
 
Независимо от уровня дохода, американцы свободнее рассказывают о своих финансовых проблемах в интернете, чем по телефону. Среди тех, у кого годовой доход менее 30 тысяч долларов, ответ «очень низкий доход» дали 27% взрослых респондентов при телефонном опросе, при онлайн-опросе же 37% дали такое определение своему благосостоянию. Однако, отмечается, что влияние метода не столь сильно отражается на других вариантах ответа («скромный доход», «средний», «высокий»). 
 
В группе респондентов с доходом от 30 до 75 тысяч долларов доля давших негативную оценку своему материальному состоянию составляет 57% среди опрошенных по телефону и 65% среди отвечавших по интернету. При этом, доля американцев со средним достатком, оценивающих своё положение как «среднее», составляет 32% при онлайн-ответах и 40% при телефонном интервью. Вне зависимости от метода опроса, некоторые из этой группы оценивали свой доход как «высокий».
 
Среди состоятельных американцев (годовой доход более 75 тысяч долларов) доля тех, кто считает свой доход «низким» или «средним» на 14% выше при опросе в онлайне (36%) чем по телефону. Такие показатели в этой группе говорят о том, что метод опроса влияет на ответы не только людей с низким доходом, но и достаточно зажиточных.
 
Несмотря на то, что эксперимент демонстрирует, что респонденты, при ответах на достаточно личные вопросы, склонны честнее отвечать при онлайн-опросе, это не значит, что все прежние выводы, основанные на телефонных интервью, неверны. Это говорит лишь о том, что исследователям стоит внимательнее относится к результатам телефонных опросов и понимать, что данные могут не совсем соответствовать реальной ситуации.