Новости

18. 05. 2018
Поколенческая разница в современной России
Профессора НИУ ВШЭ Вадим Радаев провёл исследование поколенческой разницы в современной России
16. 05. 2018
«Хорошая жизнь» для поколения 50+
Исследование Gfk Russia поколения 50+
14. 05. 2018
Рейтинг доверия политикам
ВЦИОМ представил рейтинги доверия политикам и оценки деятельности государственных и общественных институтов, рейтинги партий
11. 05. 2018
Культурного потребления и ценности
Виолетта Корсунова из НИУ ВШЭ изучила уровень культурного потребления в европейских странах и его связь с изменением ценностей среди населения
07. 05. 2018
Насколько счастливы россияне
ВЦИОМ представил данные регулярного мониторинга уровня счастья россиян
28. 04. 2018
Информированность россиян о блокировке Telegram
ФОМ провёл исследование, насколько россияне осведомлены относительно ситуации вокруг блокировки Telegram

18. 09. 2017

Как метод опроса влияет на результаты?

Pew Research Center в феврале-марте 2017 года провёл эксперимент, призванный определить, как влияет метод опроса на его результаты. Выяснилось, что, например, процент оценивших своё материальное положение как «очень низкий доход» отличается в зависимости от метода опроса: при телефонном интервью своё состояние так оценили 14% респондентов, а при онлайн-анкетировании – 20%. 
 
Специалисты считают, что такая разница в результатах вызвана тем, что американцы предпочитают давать одобряемые обществом ответы, когда говорят с живым человеком. Поэтому, когда респондент слышит варианты ответов по телефону, ему сложнее сказать правду, нежели, когда варианты написаны на странице.  
 
Метод опроса выбирался случайно для каждого респондента отдельно. В ходе эксперимента выяснили, что отклонения в ответах касаются лишь личных вопросов. Например, при ответе на вопросы политического характера (поддержка действий Д. Трампа), не было выявлено особой разницы в показателях. А вот при вопросе «получали ли Вы финансовую помощь от членов семьи за последний год?», 15% тех, кого спрашивали по телефону, ответили утвердительно, а доля ответивших так же в онлайн-опросе составила 26%. 
 
Независимо от уровня дохода, американцы свободнее рассказывают о своих финансовых проблемах в интернете, чем по телефону. Среди тех, у кого годовой доход менее 30 тысяч долларов, ответ «очень низкий доход» дали 27% взрослых респондентов при телефонном опросе, при онлайн-опросе же 37% дали такое определение своему благосостоянию. Однако, отмечается, что влияние метода не столь сильно отражается на других вариантах ответа («скромный доход», «средний», «высокий»). 
 
В группе респондентов с доходом от 30 до 75 тысяч долларов доля давших негативную оценку своему материальному состоянию составляет 57% среди опрошенных по телефону и 65% среди отвечавших по интернету. При этом, доля американцев со средним достатком, оценивающих своё положение как «среднее», составляет 32% при онлайн-ответах и 40% при телефонном интервью. Вне зависимости от метода опроса, некоторые из этой группы оценивали свой доход как «высокий».
 
Среди состоятельных американцев (годовой доход более 75 тысяч долларов) доля тех, кто считает свой доход «низким» или «средним» на 14% выше при опросе в онлайне (36%) чем по телефону. Такие показатели в этой группе говорят о том, что метод опроса влияет на ответы не только людей с низким доходом, но и достаточно зажиточных.
 
Несмотря на то, что эксперимент демонстрирует, что респонденты, при ответах на достаточно личные вопросы, склонны честнее отвечать при онлайн-опросе, это не значит, что все прежние выводы, основанные на телефонных интервью, неверны. Это говорит лишь о том, что исследователям стоит внимательнее относится к результатам телефонных опросов и понимать, что данные могут не совсем соответствовать реальной ситуации.