Новости

23. 04. 2018
Итоги VIII Грушинской социологической конференции
18-19 апреля в Москве прошла VIII Грушинская социологическая конференция «Социолог 2.0: трансформация профессии»
21. 04. 2018
Как молодёжь относится к российскому кино
Сотрудники факультета социальных наук НИУ ВШЭ провели исследование, как молодое поколение относится к современному отечественному кинематографу
18. 04. 2018
Какие источники информации используют россияне
В марте 2018 года Левада-центром был проведён опрос, какими источниками информациями предпочитают пользоваться россияне
16. 04. 2018
Бизнес-лидерство в России
ВЦИОМ провёл опрос среди россиян, посвященный теме лидерства
13. 04. 2018
Освоение космоса и космический туризм
В преддверии Дня Космонавтики Фонд Общественного Мнения провёл опрос, посвящённый теме освоения космоса и достижениям в этой области.
12. 04. 2018
Дискриминация со стороны работодателей
Совместное исследование ученых из Университета Эксетера (Великобритания) и НИУ ВШЭ посвящено проблеме дискриминации в России

23. 08. 2017

Оценка и выбор социальных услуг в России

Сотрудники Института государственного и муниципального управления (ИГМУ) НИУ ВШЭ Дмитриева Наталья, Стырин Евгений и Ястребова Елизавета провели комплексное исследование, в рамках которого изучили запросы населения и выяснили, как можно сформировать систему независимой оценки качества социальных услуг в России. 
 
Что влияет на удовлетворённость потребителей соцуслугами? На какой основе россияне отдают предпочтение поставщикам услуг?
В случае с детскими садами, например, это, в первую очередь, близкое расположение к дому, доброжелательность, отзывчивость, профессионализм и опыт воспитателей. Существенным фактором оказалась и стоимость пребывания в детском саду. Меньше же всего родителей волнуют результаты проверки дошкольного учреждения контролирующими органами (10%), наличие логопеда (9%) и качество организации праздников (5%).
 
В вопросах выбора медицинских организаций бесспорным лидером является квалификация и неравнодушие персонала. В числе значимых критериев оказались также: возможность записаться на прием на ближайший день (15%) и подробные рекомендации от врачей (15%). Состояние и удобство помещений и результаты проверки поликлиники оказались наименее важными факторами.
 
Важнейшими характеристиками при выборе общеобразовательных школ и оценке их качества оказались: уровень квалификации преподавателей и местоположение учебного заведения. Менее всего при выборе школы россияне учитывают стоимость дополнительных занятий и других услуг (9%), состояние площадок для спортивных занятий и прогулок (9%), победы учащихся учреждения на олимпиадах (6%).
 
Выяснилось, что оценки и выбор соцуслуг зависят, во многом, от места жительства и социального положения человека. Так, жители крупных городов чаще жителей малых населенных пунктов требуют от детских садов качественных праздников, питания, игрового оборудования, состояния здания. Для «малых», наоборот, важнее воспитательная работа, отношение персонала, уровень развития детей в группе и разнообразие занятий.
 
При выборе поликлиники возможность записаться на прием в ближайший день оказалась главной характеристикой для работающих москвичей и петербуржцев. Наличие же высокотехнологичного оборудования более важно для работающих в сельской местности.
Факторы, влияющие на выбор школ, также разнятся, в зависимости от социальной группы.  Результаты ЕГЭ интересуют только студентов. Близость к дому волнует домохозяек и пенсионеров. Безработные больше внимания обращают на наличие у школы связей с вузами, а не уровню квалификации преподавателей.
 
Исследователи сделали вывод, что для разных групп потребителей можно выделить разные наборы главных критериев при выборе социальной организации. Из чего следует, что люди будут нуждаться в различной информации об услугах. Чем больше информации, тем объективнее будут ожидания и выше удовлетворенность от встреч с социальной сферой на практике. Учёные считают, что именно с учетом этого и мирового опыта, необходимо формировать механизмы независимой оценки социальных услуг в России.