Новости

18. 05. 2018
Поколенческая разница в современной России
Профессора НИУ ВШЭ Вадим Радаев провёл исследование поколенческой разницы в современной России
16. 05. 2018
«Хорошая жизнь» для поколения 50+
Исследование Gfk Russia поколения 50+
14. 05. 2018
Рейтинг доверия политикам
ВЦИОМ представил рейтинги доверия политикам и оценки деятельности государственных и общественных институтов, рейтинги партий
11. 05. 2018
Культурного потребления и ценности
Виолетта Корсунова из НИУ ВШЭ изучила уровень культурного потребления в европейских странах и его связь с изменением ценностей среди населения
07. 05. 2018
Насколько счастливы россияне
ВЦИОМ представил данные регулярного мониторинга уровня счастья россиян
28. 04. 2018
Информированность россиян о блокировке Telegram
ФОМ провёл исследование, насколько россияне осведомлены относительно ситуации вокруг блокировки Telegram

16. 08. 2017

Поведенческая экономика

Неверно считать, что экономическое поведение людей достаточно легко предсказать и оно всегда рационально. Ученые пытались разработать идеальную модель «экономического человека», но она давала сбои, потому что у людей не абсолютные аналитические способности и память.
 
Однако, можно выстроить достаточно достоверные прогнозы экономического поведения человека, используя знания эконометрики, психометрики и организации когнитивных процессов. Поведенческая экономика — это теория принятия решений в условиях неопределенности.
 
Например, представим, что вы выбираете бутылку вина: есть не очень дорогая бутылка и подороже. Вы начнёте взвешивать все за и против, вчитаться в их описания, чтобы выбрать то, что подходит именно вам. Итоговое распределение будет отличаться примерно от 50% на каждый. А если появляется третий вариант? Тогда он становится средним - не слишком дорогой и не слишком дешевый. Люди начнут искать оптимальное соотношение цены и качества, и средний вариант выберет около 70% человек, или больше. Это называется «эффект компромисса». 
 
Человеческий мозг склонен принимать решения на основе самой простой информации и делать самые очевидные выборы. Аналитика требует энергозатрат, а добавив «сбалансированный» вариант, вы избавляете мозг от лишней работы.
 
А теперь представим, что человек заходит на сайт по доставке пиццы и видит, что сейчас при заказе двух пицц - третья в подарок, акция действует только одну неделю. Скорее всего, человек немного подумает и совершит заказ. А если немного поменять условия?
 
Та же акция действует постоянно, а в подарок дают ещё и лимонад. Тогда, он принимает информацию к сведению, но уже не спешит заказывать. В итоге акция постепенно теряется в общем потоке предложений. Для владельца бренда это критично, когда человек не совершил первую покупку, тот потерял потенциального постоянного клиента. Ограничение срока привлекает больше, чем дополнительные бонусы - это «страх потери». Потеря вызывает больший дискомфорт, чем приобретение, приносящее удовлетворенность и радость.
 
Ещё пример - парадокс Алле. Если предложить человеку 99$ со 100% вероятностью или $100 c вероятностью 99%, то, скорее всего, он выберет первый вариант. Хотя математически они и совершенно равны друг другу, они не равны для сознания потребителя.
 
Первый вариант обладает большей привлекательностью потому что человек всегда стремится к абсолютной надежности, исходя из условий, кажущимися ему наиболее оптимальными в конкретный момент времени.
 
Поведенческая экономика учит, что у человека есть свой разум и чувства, и из этого знания можно извлечь некоторую прибыль. В точке, где пересекаются когнитивистика и экономическая теория, конкретные экономические решения людей становятся предсказуемым, так как спрос и предложение существуют в неопределенности выбора.