Новости

23. 02. 2018
Взаимодействие россиян с органами власти
ВЦИОМ провёл исследование, как взаимодействуют наши граждане с органами власти
21. 02. 2018
Отношение россиян к другим странам
В январе 2018 года Левада-Центр провёл опрос среди россиян об их отношении к другим странам
19. 02. 2018
Возможности в столицах и провинции
Исследование Светланы Мареевой о разнице возможностей для достижения жизненных целей в столицах и регионах
16. 02. 2018
За месяц до президентских выборов
ВЦИОМ представил данные о рейтинге кандидатов в президенты РФ
14. 02. 2018
VIII Грушинская социологическая конференция
18-19 апреля 2018 года пройдёт VIII Грушинская социологическая конференция «Социолог 2.0: трансформация профессии»
12. 02. 2018
Исследование GfK рынка мобильных технологий
GfK представили данные исследования по продажам смартфонов в 4-м квартале 2017 года

16. 08. 2017

Поведенческая экономика

Неверно считать, что экономическое поведение людей достаточно легко предсказать и оно всегда рационально. Ученые пытались разработать идеальную модель «экономического человека», но она давала сбои, потому что у людей не абсолютные аналитические способности и память.
 
Однако, можно выстроить достаточно достоверные прогнозы экономического поведения человека, используя знания эконометрики, психометрики и организации когнитивных процессов. Поведенческая экономика — это теория принятия решений в условиях неопределенности.
 
Например, представим, что вы выбираете бутылку вина: есть не очень дорогая бутылка и подороже. Вы начнёте взвешивать все за и против, вчитаться в их описания, чтобы выбрать то, что подходит именно вам. Итоговое распределение будет отличаться примерно от 50% на каждый. А если появляется третий вариант? Тогда он становится средним - не слишком дорогой и не слишком дешевый. Люди начнут искать оптимальное соотношение цены и качества, и средний вариант выберет около 70% человек, или больше. Это называется «эффект компромисса». 
 
Человеческий мозг склонен принимать решения на основе самой простой информации и делать самые очевидные выборы. Аналитика требует энергозатрат, а добавив «сбалансированный» вариант, вы избавляете мозг от лишней работы.
 
А теперь представим, что человек заходит на сайт по доставке пиццы и видит, что сейчас при заказе двух пицц - третья в подарок, акция действует только одну неделю. Скорее всего, человек немного подумает и совершит заказ. А если немного поменять условия?
 
Та же акция действует постоянно, а в подарок дают ещё и лимонад. Тогда, он принимает информацию к сведению, но уже не спешит заказывать. В итоге акция постепенно теряется в общем потоке предложений. Для владельца бренда это критично, когда человек не совершил первую покупку, тот потерял потенциального постоянного клиента. Ограничение срока привлекает больше, чем дополнительные бонусы - это «страх потери». Потеря вызывает больший дискомфорт, чем приобретение, приносящее удовлетворенность и радость.
 
Ещё пример - парадокс Алле. Если предложить человеку 99$ со 100% вероятностью или $100 c вероятностью 99%, то, скорее всего, он выберет первый вариант. Хотя математически они и совершенно равны друг другу, они не равны для сознания потребителя.
 
Первый вариант обладает большей привлекательностью потому что человек всегда стремится к абсолютной надежности, исходя из условий, кажущимися ему наиболее оптимальными в конкретный момент времени.
 
Поведенческая экономика учит, что у человека есть свой разум и чувства, и из этого знания можно извлечь некоторую прибыль. В точке, где пересекаются когнитивистика и экономическая теория, конкретные экономические решения людей становятся предсказуемым, так как спрос и предложение существуют в неопределенности выбора.