Новости

18. 05. 2018
Поколенческая разница в современной России
Профессора НИУ ВШЭ Вадим Радаев провёл исследование поколенческой разницы в современной России
16. 05. 2018
«Хорошая жизнь» для поколения 50+
Исследование Gfk Russia поколения 50+
14. 05. 2018
Рейтинг доверия политикам
ВЦИОМ представил рейтинги доверия политикам и оценки деятельности государственных и общественных институтов, рейтинги партий
11. 05. 2018
Культурного потребления и ценности
Виолетта Корсунова из НИУ ВШЭ изучила уровень культурного потребления в европейских странах и его связь с изменением ценностей среди населения
07. 05. 2018
Насколько счастливы россияне
ВЦИОМ представил данные регулярного мониторинга уровня счастья россиян
28. 04. 2018
Информированность россиян о блокировке Telegram
ФОМ провёл исследование, насколько россияне осведомлены относительно ситуации вокруг блокировки Telegram

16. 03. 2016

Основные коммуникативные паттерны в русскоязычной сетевой среде

 
Профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Мария Пильгун изучила коммуникативное поведение пользователей российского Интернета. Опубликовано исследование в статье «Основные коммуникативные паттерны в русскоязычной сетевой среде» журнала «Вопросы психолингвистики», 2015, т.2 (24).
 
Исследование было посвящено анализу различных форм коммуникативной активности русскоязычных граждан в сети Интернет. Анализируются специфические коммуникации в виртуальных сообществах, формирующие своеобразные виртуальные идентичности, которые невозможно и даже нежелательно проявлять в реальной жизни. В результате анализа коммуникативного поведения в онлайн-взаимодействии было выявлено пять основных коммуникативных паттернов:
 
1. Информативно-аналитический тип коммуникативного поведения предполагает очень представительное присутствие в Сети. Присущ наиболее молодому поколению. Этот паттерн предполагает наиболее активную деятельность в сети и создание контента.
 
2. Коммуникативно-гедонистический тип (35% среди респондентов 21-26 лет; 45% среди молодежи 18-20 лет). Менее заметная представленность пользователя в соцсетях и блогах. С помощью веб-инструментов такие пользователи поддерживают имидж активных интернет-тусовщиков.
 
3. Презентативный паттерн присущ пользователям, которые, как и первая группа уверенно обосновались в Сети. Они имеют аккаунты не менее чем в пяти социальных сетях и не менее чем в трех блогах. Эта группа участвует в определенной активности (отзывы, комментарии). Но главная цель таких пользователей – создание собственного имиджа в интернете и самопрезентация. Важно, что виртуальный образ может сильно отличаться от реального.
 
4. Имитационный паттерн свойственен более старшему поколению: людям 27-34 лет (21% опрошенных этого возраста) и даже в большей степени – тем, кому 35-55 лет (42%). Число их аккаунтов не так велико. Они участвуют в форумах, очень редко читают и оставляют отзывы, или какие либо комментарии. Эту стратегию пользователи применяют для решения разных коммуникативных задач: получения оперативного ответа или эмоциональной поддержки, замены/имитации офлайн-общения и пр.
 
5. Потребительский паттерн наиболее «возрастной» - в этой группе преобладают пользователи 35-55 лет (28% опрошенных этого возраста) и старше 55 лет (26%). Они имеют по одному аккаунту в соцсетях и блогах, не участвуют в форумах, но читают комментарии. Представители данного типа активно читают и отслеживают посты, но слабо участвуют в онлайн-взаимодействии.