Новости

02. 07. 2018
Развитие городских территорий: что нужно знать девелоперу?
Круглый стол организованный Ассоциацией инвесторов Москвы совместно с газетой
02. 07. 2018
Рейтинг одобрения властей
Левада-центр провёл очередное исследование мнения россиян о деятельности Президента РФ и Правительства
27. 06. 2018
Отношение россиян к западным санкциям
ВЦИОМ представляет данные исследования, посвященного теме западных санкций
25. 06. 2018
Общественное мнение: права и свободы
ФОМ провёл исследование ситуации с соблюдением прав человека в стране, а также выяснил, какие права и свободы для россиян наиболее важны.
21. 06. 2018
Глобальные экологические проблемы
Ipsos Global@dvisor провёл онлайн исследование, какие экологические проблемы волнуют людей во всём мире
19. 06. 2018
Гендерный дисбаланс на рынке труда
Социологи из НИУ ВШЭ изучили гендерный дисбаланс в сфере естественных наук, технологий, инженерии и математики (STEM) и предложили меры поддержки женщин, работающих там.

22. 01. 2016

Система образования в России: 1991-2016

 
В преддверии Дня студента Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о том, как россияне оценивают состояние российской системы образования сегодня и 25 лет назад, о каком образовании мечтают для своих детей.
 
Ключевым параметром любого образования является его доступность. В отношении высшего образования его доступность, по мнению половины россиян (53%), в наши дни ниже, чем в советское время. Наоборот считают 38% опрошенных. Сравнивая социальные группы, дававшие ответы на этот вопрос, можно заметить, что: среди людей пенсионного возраста соответствующие ответы дали 58% и 34%, а среди молодого поколения от 18 до 24 лет – 45% и 42%, среди малообеспеченных – 58% и 33%, а среди россиян с высоким достатком – 40% и 54%.
 
Общие оценки системы образования в настоящее время выше, чем были 25 лет назад. Сейчас около 20% опрошенных оценивают состояние системы образования как «плохое» или «очень плохое» - эта доля ниже показателей 1991 года, когда таких людей было 27%. «Хорошим» или «отличным» его считают 33%, а 25 лет назад так отвечали лишь 8% респондентов. Наиболее распространенным мнением является, то что образование в РФ посредственное. Так считают и в наше время, и считали в советские годы (41% в 2016 г. и 46% в 1991 г.)
 
Необходимость наличия образования в наше время ценится куда выше, чем в 1991 году. В начале 90-ых каждому пятому
респонденту (20%) было безразлично, какой уровень образования получит их ребенок. В 2016 г. так сказали только 9%. Подавляющее число россиян видит своих детей и внуков с высшим образованием (81%), и за 25 лет это число выросло в полтора раза (с 53%). Техникумы и колледжи – не пользуются популярностью и авторитетом среди наших соотечественников, их выбирали около 4% респондентов. В настоящее время можно обнаружить прямую связь между уровнем образования и материальным благополучием человека, такой точки зрения придерживаются 40% опрошенных.
 
Изменились и ключевые факторы влияющие на получение ребенком того или иного образования. В 1991 г. главным фактором, влияющим на уровень образования, считались способности ребенка (58%), сегодня важность данного показателя ниже – 41% опрошенных выделил его. В настоящее время наиболее важны следующие факторы:  тяга к знаниям – 53% (ранее эта доля составляла 55%), материальное положение семьи (47% в 2016 г. против 34% в 1991 г.).