Новости

07. 11. 2018
Сети 4.0. Интернет-технологии как инструмент управления сложностью в цифровую эпоху
14 ноября 2018 года эксперты российских исследовательских центров представят вторую открытую StandUp конференцию
02. 07. 2018
Развитие городских территорий: что нужно знать девелоперу?
Круглый стол организованный Ассоциацией инвесторов Москвы совместно с газетой
02. 07. 2018
Рейтинг одобрения властей
Левада-центр провёл очередное исследование мнения россиян о деятельности Президента РФ и Правительства
27. 06. 2018
Отношение россиян к западным санкциям
ВЦИОМ представляет данные исследования, посвященного теме западных санкций
25. 06. 2018
Общественное мнение: права и свободы
ФОМ провёл исследование ситуации с соблюдением прав человека в стране, а также выяснил, какие права и свободы для россиян наиболее важны.
21. 06. 2018
Глобальные экологические проблемы
Ipsos Global@dvisor провёл онлайн исследование, какие экологические проблемы волнуют людей во всём мире

16. 12. 2015

Этичное потребление формирует гражданское общество

 
В ходе исследования «Этичное потребление как новая практика в России» профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Марина Шабанова пришла к выводам, что этичное потребление помогает обществу преодолеть комплекс социальной слабости, повышает солидарность граждан друг с другом и учит их вести диалог с властью и бизнесом. 
 
Этичное потребление – это покупка и использование товаров и благ с учетом «нравственного фактора», то есть условий производства и последствий использования этих благ. Это, своего рода, реакция гражданского общества на угрозы окружающей среды или деловые практики, которые наносят вред природе и людям.
 
Этичное потребление подразумевает бойкот продукции компаний, которые нарушают экологические нормы, проводят тестирование на животных, используют «грязные» технологии, нарушают условия труда работников этих компаний и т.д. «Этичными» считаются компании, внимательно относящиеся к окружающей среде, экологии, способствующие озеленению, раздельному сбору мусора и т.п.
 
Основная часть россиян (76%) пока еще считает, что ответственность за производство товаров, не наносящих вреда природе, людям, животным целиком лежит на государстве и бизнесе, а обычные покупатели не должны применять никакие действия в отношении этих компаний. Впрочем, большинство этичных потребителей думает также. Однако их отличает более высокий  уровень консолидации для совместных действий в отношении таких компаний.
Важнейший барьер на пути включения россиян в практики этичного потребления – это недостаток информации. При этом сведения об «этичности» компаний находят важными почти половина респондентов, никогда не включавшихся в этичное потребление.
 
Этичное потребление, будучи новой практикой для России, может стать катализатором развития гражданского общества. Как следует из набора ключевых факторов этичного потребления, дальнейшее его развитие существенно зависит от усилий акторов разных уровней и типов (НКО, бизнеса, властных органов, СМИ) как в области просвещения населения, так и в развитии способствующей институциональной среды.