Новости

23. 02. 2018
Взаимодействие россиян с органами власти
ВЦИОМ провёл исследование, как взаимодействуют наши граждане с органами власти
21. 02. 2018
Отношение россиян к другим странам
В январе 2018 года Левада-Центр провёл опрос среди россиян об их отношении к другим странам
19. 02. 2018
Возможности в столицах и провинции
Исследование Светланы Мареевой о разнице возможностей для достижения жизненных целей в столицах и регионах
16. 02. 2018
За месяц до президентских выборов
ВЦИОМ представил данные о рейтинге кандидатов в президенты РФ
14. 02. 2018
VIII Грушинская социологическая конференция
18-19 апреля 2018 года пройдёт VIII Грушинская социологическая конференция «Социолог 2.0: трансформация профессии»
12. 02. 2018
Исследование GfK рынка мобильных технологий
GfK представили данные исследования по продажам смартфонов в 4-м квартале 2017 года

16. 12. 2015

Этичное потребление формирует гражданское общество

 
В ходе исследования «Этичное потребление как новая практика в России» профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Марина Шабанова пришла к выводам, что этичное потребление помогает обществу преодолеть комплекс социальной слабости, повышает солидарность граждан друг с другом и учит их вести диалог с властью и бизнесом. 
 
Этичное потребление – это покупка и использование товаров и благ с учетом «нравственного фактора», то есть условий производства и последствий использования этих благ. Это, своего рода, реакция гражданского общества на угрозы окружающей среды или деловые практики, которые наносят вред природе и людям.
 
Этичное потребление подразумевает бойкот продукции компаний, которые нарушают экологические нормы, проводят тестирование на животных, используют «грязные» технологии, нарушают условия труда работников этих компаний и т.д. «Этичными» считаются компании, внимательно относящиеся к окружающей среде, экологии, способствующие озеленению, раздельному сбору мусора и т.п.
 
Основная часть россиян (76%) пока еще считает, что ответственность за производство товаров, не наносящих вреда природе, людям, животным целиком лежит на государстве и бизнесе, а обычные покупатели не должны применять никакие действия в отношении этих компаний. Впрочем, большинство этичных потребителей думает также. Однако их отличает более высокий  уровень консолидации для совместных действий в отношении таких компаний.
Важнейший барьер на пути включения россиян в практики этичного потребления – это недостаток информации. При этом сведения об «этичности» компаний находят важными почти половина респондентов, никогда не включавшихся в этичное потребление.
 
Этичное потребление, будучи новой практикой для России, может стать катализатором развития гражданского общества. Как следует из набора ключевых факторов этичного потребления, дальнейшее его развитие существенно зависит от усилий акторов разных уровней и типов (НКО, бизнеса, властных органов, СМИ) как в области просвещения населения, так и в развитии способствующей институциональной среды.