Новости

18. 05. 2018
Поколенческая разница в современной России
Профессора НИУ ВШЭ Вадим Радаев провёл исследование поколенческой разницы в современной России
16. 05. 2018
«Хорошая жизнь» для поколения 50+
Исследование Gfk Russia поколения 50+
14. 05. 2018
Рейтинг доверия политикам
ВЦИОМ представил рейтинги доверия политикам и оценки деятельности государственных и общественных институтов, рейтинги партий
11. 05. 2018
Культурного потребления и ценности
Виолетта Корсунова из НИУ ВШЭ изучила уровень культурного потребления в европейских странах и его связь с изменением ценностей среди населения
07. 05. 2018
Насколько счастливы россияне
ВЦИОМ представил данные регулярного мониторинга уровня счастья россиян
28. 04. 2018
Информированность россиян о блокировке Telegram
ФОМ провёл исследование, насколько россияне осведомлены относительно ситуации вокруг блокировки Telegram

16. 12. 2015

Этичное потребление формирует гражданское общество

 
В ходе исследования «Этичное потребление как новая практика в России» профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Марина Шабанова пришла к выводам, что этичное потребление помогает обществу преодолеть комплекс социальной слабости, повышает солидарность граждан друг с другом и учит их вести диалог с властью и бизнесом. 
 
Этичное потребление – это покупка и использование товаров и благ с учетом «нравственного фактора», то есть условий производства и последствий использования этих благ. Это, своего рода, реакция гражданского общества на угрозы окружающей среды или деловые практики, которые наносят вред природе и людям.
 
Этичное потребление подразумевает бойкот продукции компаний, которые нарушают экологические нормы, проводят тестирование на животных, используют «грязные» технологии, нарушают условия труда работников этих компаний и т.д. «Этичными» считаются компании, внимательно относящиеся к окружающей среде, экологии, способствующие озеленению, раздельному сбору мусора и т.п.
 
Основная часть россиян (76%) пока еще считает, что ответственность за производство товаров, не наносящих вреда природе, людям, животным целиком лежит на государстве и бизнесе, а обычные покупатели не должны применять никакие действия в отношении этих компаний. Впрочем, большинство этичных потребителей думает также. Однако их отличает более высокий  уровень консолидации для совместных действий в отношении таких компаний.
Важнейший барьер на пути включения россиян в практики этичного потребления – это недостаток информации. При этом сведения об «этичности» компаний находят важными почти половина респондентов, никогда не включавшихся в этичное потребление.
 
Этичное потребление, будучи новой практикой для России, может стать катализатором развития гражданского общества. Как следует из набора ключевых факторов этичного потребления, дальнейшее его развитие существенно зависит от усилий акторов разных уровней и типов (НКО, бизнеса, властных органов, СМИ) как в области просвещения населения, так и в развитии способствующей институциональной среды.